Расчетные сопротивления материалов

Расчетные сопротивления материалов

По величине всех видов одновременно действующих расчетных нагрузок для различных элементов искусственного сооружения можно установить возникающие расчетные усилия продольные и поперечные силы и изгибающие моменты.

Этим усилиям противостоят силы внутреннего сопротивления материала конструкции.

Для древесины он установлен с учетом вида сопротивления  материала — на изгиб, сжатие, растяжение, скалывание и смятие.

При общих конструктивных формах расчет и конструирование железнодорожных и автодорожных мостов имеют различия, зависящие от величины временных вертикальных нагрузок (подвижного состава) и особенностей их воздействия в виде динамических ударов и колебаний, торможения и боковых ударов. Железнодорожные нагрузки по величине существенно превышают автодорожные, и чем больше пролет, тем эта разница значительнее. Динамические нагрузки и боковые удары железнодорожного подвижного состава существенно больше по воздействию в сравнении с автомобильными нагрузками.

Не менее важная особенность проектирования пролетных строений железнодорожных мостов — необходимость учета в расчете выносливости материала конструкции на влияние большого числа случаев интенсивного загружения подвижной нагрузкой за период многолетней эксплуатации,

Установлено, что если тот или иной материал подвергать многократным и тяжелым нагрузкам (загружениям), то в нем развиваются явления усталости, при которых материал конструкции может разрушаться от усилий, далеко не достигающих предела прочности (нормативного сопротивления).

В железнодорожных мостах явления усталости материала под влиянием многократно повторяющихся в течение многих лет тяжелых загружений учитывают снижением расчетных сопротивлений металла и бетона путем введения дополнительного коэффициента выносливости у, т. е. уменьшением расчетного сопротивления материала на этот коэффициент. В автодорожных и городских мостах наличие нескольких полос движения (как правило, не менее двух) создает меньшую вероятность частого и одновременного совпадения движения по ним колонн тяжелых машин; в связи с этим по СНиП при расчете таких мостов коэффициент выносливости, как правило, не учитывается.

Существенная разница в величине подвижных нагрузок и дополнительных их воздействиях, а также меньшие расчетные сопротивления материалов железнодорожных мостов приводят к необходимости возведения более мощных по несущей способности основных элементов мостов — балок, плит, ферм, опор. Ввиду этого использовать автодорожный мост, например, для пропуска железнодорожной нагрузки становится невозможным, тогда как железнодорожный мост при устройстве на нем дорожной одежды может свободно пропускать нагрузки автомобилей и других подобных им машин.

Более легкие нагрузки и воздействия для автодорожных мостов позволяют при весьма значительных величинах пролетов более успешно применять сборный и предварительно напряженный железобетон и эффективные конструктивные схемы, например консольные, неразрезные, вантовые.

Основные вопросы организации строительства сооружений

В настоящее время искусственные сооружения возводят преимущественно индустриальными методами с применением сборных конструкций и деталей заводского производства при комплексной механизации строительных и монтажных работ. Работы по сооружению мостов и труб обычно выполняют специализированные мостовые отряды, мостовые поезда, колонны и летучки. Хорошая организация строительства и постоянные кадры способствуют высокой производительности труда, обеспечивают ввод в действие строящихся объектов в установленные сроки при высоком качестве работ и минимальной их стоимости.

Последовательность и порядок производства работ, а также сроки их выполнения определяются проектом организации строительства и входящими в его состав календарным и сетевым графиками. Работы должны вестись поточными методами, создающими условия для скоростного строительства равномерно на протяжении всего года.

Сборные конструкции, как правило, нужно изготавливать на специализированных промышленных предприятиях — заводах и полигонах. В тех же случаях, когда изготовление таких конструкций на промышленных предприятиях по каким-либо причинам невозможно или когда доставка их слишком сложна или дорога, строительная организация может устраивать полигоны для изготовления элементов и деталей.

Состав, оснащение и производительность таких полигонов определяются масштабами и сроками строительства на основании разработанного проекта. Использование самоходных, плавучих и стационарных кранов различной грузоподъемности и инвентарных вспомогательных конструкций — основа механизации современного мостостроения.

При организации строительства нужно предусматривать на строительной площадке минимальное количество временных сооружений, выполняемых преимущественно из инвентарных сборно-разборных конструкций или подвижных вагонов на железнодорожном и пневмоколесном ходу.

При организации труда рабочих необходимо обращать большое внимание на современную и качественную подготовку рабочих мест, правильную расстановку рабочих, целесообразное разделение труда в бригадах и звеньях, специализацию отдельных бригад, а также широкое внедрение передового опыта рабочих-новаторов.

Специализированные строительно-монтажные формирования (спецформирования) должны работать на основе годовых планов, установленных в зависимости от их штата и мощности и предусматривающих непрерывный процесс строительства на вновь возникающих, продолжающихся или заканчиваемых сооружениях. Руководитель работ и технический персонал спецформирований в соответствии с утвержденным положением об их правах и обязанностях несут ответственность за правильную организацию постройки, своевременное выполнение и качество работ, соблюдение установленной стоимости и сроков выполнения работ и правил техники безопасности.

К непосредственному выполнению работ по строительству моста или другого искусственного сооружения приступают после соответствующей организационно-технической подготовки. Своевременно и хорошо проведенная подготовка позволяет обеспечить планомерное развертывание и бесперебойное выполнение строительных и монтажных работ, ввод в эксплуатацию объектов строительства не позднее установленных планом сроков, рост производительности труда и снижение себестоимости работ при высоком качестве их выполнения.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.