Определение отверстия среднего и большого моста

Определение отверстия среднего и большого моста

Расчет отверстия среднего или большого моста предусматривает определение основных его размеров и местоположения сооружения по длине перехода, а также выявление возможного изменения режима водного потока из-за стеснения реки опорами и конусами насыпи. При сооружении мостового перехода можно перекрывать мостом всю ширину водного потока, обеспечивая пропуск максимального его расчетного расхода без стеснения, или же стеснить поток, т. е. перекрыть мостом лишь часть ширины реки в половодье, а оставшуюся часть перекрыть насыпью подходов. Эти вопросы решают с учетом главным образом экономических соображений. При этом учитывают, что стоимость 1 пог. м насыпи подходов с их укреплением и регуляционными сооружениями, как правило, меньше стоимости 1 пог. м моста. Однако чрезмерное стеснение потока может вызвать значительное возрастание скоростей воды, что приведет к размывам русла, а следовательно, и к подмыву опор.

При пересечении рек в сильно пересеченных и горных районах, где потоки имеют большую скорость, целесообразно перекрывать мостом всю ширину потока, к. е. без стеснения его. На большей части территории преобладают равнинные реки, поймы которых затапливаются водой на небольшую глубину и сравнительно короткое время. В таких случаях мостовые переходы лучше устраивать со стеснением водного потока насыпями. При расчете отверстия необходимо, чтобы скорость течения под мостом не была большой, затрудняющей судоходство или вызывающей опасные для сооружения деформации русла. Как правило, расчет отверстия моста сводится к определению необходимой подмостовой рабочей площади в пределах поперечного сечения потока и назначению величины отверстия моста между береговыми устоями или конусами насыпи. При этом предполагают, что скорость течения по всей площади живого сечения водотока в пределах моста будет одинаковой, равной средней скорости, хотя в действительности пойменные участки обычно работают менее напряженно, чем в пределах главного русла.

По найденной величине и построенному для данного живого сечения интегральному графику накопления площади поперечного сечения водотока определяют величину отверстия моста. Для этого вычерчивают поперечное сечение реки, разбивают его на ряд простейших фигур и определяют их площади на расчетном уровне высоких вод. Затем строят  кривую  зависимости, откладывая по оси абсцисс длины участков, а по оси ординат площади их. По точкам пересечения соответствующих координат получают кривую накопления рабочих площадей под мостом. Опоры размещают так, чтобы судоходные пролеты находились над наибольшими глубинами в пределах уровня меженных вод. От выбранной точки на кривой, соответствующей передней грани левой опоры, откладывают полученное расчетом значение необходимой рабочей площади и определяют вторую точку на кривой. Расстояние между полученными точками и есть отверстие моста.

Комментарии запрещены.