Щебень и гравий

Щебень и гравий

Крупные заполнители, щебень или гравий применяют с прочностью исходного материала (камня) не меньше удвоенной прочности бетона и рассортированными по фракциям. Для изготовления сильно армированных конструкций нужны обычно две фракции с размерами зерен 5-10 мм и 10-20 мм. Для слабо-армированных конструкций и при достаточном расстоянии между стержнями арматуры рекомендуется и третья фракция 20-40 мм. В ответственных мостовых конструкциях нельзя использовать естественные гравийно-песчаные смеси без предварительного их фракционирования.

Щебень и гравий должны быть чистыми. Предельное содержание глинистых, илистых и пылеватых частиц, определяемых, не должно превышать 1% по массе; для песка — пылевидных и глинистых не больше 2%.

В зависимости от объема, степени армирования, требуемой прочности конструкции и способа укладки бетонной смеси соответственно подбирают ее состав и водоцементное отношение.

При выборе состава бетонной смеси необходимо особое внимание обращать как на количество расходуемого цемента, так и количество воды для затвердения бетона. Требованиями СНиП установлены минимальные количества цемента для разных видов конструкций (от 230 до 290 кг/м3). Этот минимальный расход должен обеспечивать надлежащую плотность и устойчивость бетона против атмосферных воздействий. Чрезмерно большой расход цемента нежелателен, так как вызывает повышенную усадку и высокую ползучесть бетона со временем, изменяющую распределение внутренних усилий в конструкции. Поэтому расход портландцемента должен быть не больше 450 кг на 1 м3 бетона марки 450 и ниже.

При определении механических и физических свойств материалов, их морозостойкости, загрязненности, гранулометрического состава и других свойств, а также для соблюдения порядка и правил выполнения контрольных испытаний заводские и строительные лаборатории руководствуются соответствующими ГОСТами или СНиПом. Методы подбора состава бетона и основные правила контроля изложены в ведомственных инструкциях и наставлениях.

Бетонную смесь на заводах и стройках приготовляют механическим способом с помощью бетономешалок в бетоносмесительных узлах, так как ручное приготовление не обеспечивает хорошего качества перемешивания смеси.

Важная часть современных бетоносмесительных узлов — дозировочные устройства, обеспечивающие однородность смеси. Дозирование составляющих смеси должно быть, как правило, механизированным. Выпускаемые в последнее время дозаторы снабжены автоматизированными приспособлениями.

Продолжительность перемешивания в бетономешалке зависит от требуемой подвижности смеси, емкости бетономешалок и должна обеспечивать получение однородной бетонной смеси. Наименьшая продолжительность перемешивания, считая с момента загрузки всех материалов в барабан бетономешалки до начала выгрузки из него смеси, для жесткого бетона (осадка конуса до 6 см) колеблется в пределах от 60 с при бетономешалке емкостью 425 л и до 20 с при бетономешалке на 1200 л.

От места приготовления к месту укладки бетонную смесь нужно подавать в хорошей транспортной таре, которая предотвращает вытекание цементного молока, обеспечивает удобную разгрузку и защищает смесь от атмосферных осадков, а зимой от сильного охлаждения. Смесь перевозят в автомобилях-самосвалах или на бортовых машинах в бадьях с открывающимся дном, контейнерах и других емкостях. Продолжительность перевозки должна быть увязана со способом и сроком укладки бетонной смеси, с учетом качества и сроков схватывания цемента. Обычно эта продолжительность не должна превышать одного часа, считая от момента приготовления до укладки смеси.

При разгрузке доставляемой смеси должна быть исключена возможность ее расслоения. С этой целью высота свободного падения смеси не должна превышать 3 м. При большей высоте смесь можно подавать по трубам через наполнительный бункер, установленный вверху, или же опускать в бадьях. На заводах и полигонах применяют бадьи, перемещаемые мостовыми кранами, кран-балками, тельферами.

На стройках для транспортирования бетонной смеси используют козловые, автомобильные и локомотивные краны.

Непосредственно перед укладкой бетонной смеси проверяют полную готовность опалубочных форм, достаточную их плотность, прочность и надежность крепления опалубки, правильность установки и соответствие проекту арматуры и закладных частей, устойчивость и прочность поддонов и подмостей, а также наличие прокладок и других приспособлений, обеспечивающих необходимые зазоры между опалубкой и арматурой.

Комментарии запрещены.