Искусственные сооружения

Искусственные сооружения

Тоннель представляет собой искусственное сооружение, расположенное в толще горных пород.

По назначению тоннели подразделяются на транспортные (железнодорожные и автодорожные, городские тоннели метрополитенов, пешеходные и судоходные), гидротехнические, городского хозяйства и горнопромышленные. Наибольшее распространение получили транспортные тоннели, которые по их местоположению разделяют на7горные, расположенные в горных массивах, подводные — под реками, каналами, проливами, и городские — под городскими проездами и застроенными кварталами.

По характеру строительства тоннели могут быть закрытого способа работ, строящиеся без вскрытия земной поверхности над ними, и открытого.

Размеры и очертания внутреннего свободного пространства транспортных тоннелей зависят от размеров и формы подвижного состава и размещаемого в них оборудования. Поперечное сечение железнодорожных тоннелей и тоннелей метрополитенов определяется требованиями габарита и может быть рассчитано на один или два пути (тоннели для трех путей встречаются крайне редко). Поперечное сечение автодорожного тоннеля определяется классом дороги и количеством полос движения, а также другими требованиями — подвеска контактного провода, устройство освещения, сигнализации и т. п.

При сооружении тоннеля породу удаляют по всему его поперечному сечению. Пространство, образованное после удаления породы, называют тоннельной выработкой. Тоннельные выработки, как правило, закрепляют по всему контуру или частично как на время производства работ, так и для постоянной эксплуатации.

Конструкцию, служащую для постоянного закрепления тоннельной выработки, называют обделкой. Очертание обделки может, быть подковообразным для горных тоннелей, круговым для тоннелей метрополитенов закрытого способа работ, прямоугольным для тоннелей открытого способа работ и др. Обделка обычно состоит из свода или перекрытия стен и обратного свода или плоского лотка.

При благоприятных гидрогеологических условиях обделку горных тоннелей делают неполной, т. е. без обратного свода (лотка) или только с верхним сводом. В крепких горных породах, не подверженных выветриванию и другим природным воздействиям, тоннельная выработка может оставаться без обделки, кроме подводных и горных тоннелей, где необходима замкнутая обделка.

В настоящее время обделки возводят из монолитного бетона, сборного железобетона и чугуна. Монолитную обделку применяют преимущественно для горных тоннелей, имеющих сложное очертание поперечного сечения. Сборную железобетонную обделку в виде блоков или тюбингов широко применяют при закрытом способе сооружения метрополитенов, а при открытом — в виде блоков отдельных сборных элементов (например, блоки перекрытий) или цельносекционных блоков. Чугунную обделку применяют в слабых породах, при значительном горном давлении, большом притоке грунтовых вод и наличии на поверхности зданий и сооружений, осадка оснований которых недопустима.

Комментарии запрещены.