Срок службы деревянных мостов

Срок службы деревянных мостов

Срок службы деревянных мостов зависит не только от качества защиты их от гниения, но и от климатических условий. Гниль развивается интенсивнее в условиях жаркого и влажного климата, а при отрицательных температурах вообще не развивается; однако летом гнилостные процессы возобновляются. Следовательно, чем короче лето, тем больше срок службы деревянных мостов.

Для конструкций деревянных мостов применяют круглый и пиленый лесоматериал хвойных пород — сосну, лиственницу, кедр, реже ель и пихту. Для изготовления мелких деталей соединений элементов (нагели, подушки и др.) применяют отборный лесоматериал твердых лиственных пород — дуб, ясень, бук и граб. Основным материалом клееных конструкций служит сосна. Как хвойный, так и лиственный лесоматериал должны удовлетворять требованиям соответствующих ГОСТов. Для растянутых и изгибаемых элементов пролетных строений применяют лесоматериал, удовлетворяющий дополнительным требованиям технических условий в отношении допустимых пороков, предъявляемых к элементам первой категории (круглый лес не ниже 2-го сорта, пиленый — l-ro сорта), а для остальных элементов мостов — второй категории (круглый и пиленый лес не ниже 2-го сорта). Для клееных элементов можно использовать маломерные лесоматериалы и пиломатериалы пониженного качества при условии удаления недопустимых пороков.

Ствол дерева имеет коническую форму. Естественный сбег от комля (толстого конца) к отрубу (тонкому концу) составляет около 1%. Если в конструкции использовать бревна с естественной коничностью, то в них сохранится наиболее прочная и устойчивая против загнивания наружная часть — заболонь. При цилиндровании бревен или распиловке на брусья и доски значительная часть заболони уничтожается. Поэтому в конструкциях моста, расположенных в местах с переменной влажностью (например, элементы опор в зоне меженной воды), желательно сохранять естественную коничность бревен, а при изготовлении других конструкций из пиленого лесоматериала обращать особое внимание на надежность противогнилостной защиты.

Для элементов постоянных деревянных мостов применяют круглый лесоматериал с влажностью древесины не больше 25% (полусухой), пиленый — не больше 20%, для мелких деталей соединений и клееных конструкций — не больше 15% (воздушносухой). Настилы и колесоотбойные брусья малых автодорожных мостов делают из древесины с влажностью и более 25%- Влажность древесины свай и элементов, расположенных ниже уровня низких вод, не ограничивают.

Для. клееных конструкций пролетных строений применяют доски и брусья толщиной до 4-5 см из воздушно-сухого леса, а для клеефанерных, кроме того, и облагороженную древесину в виде бакелизированной фанеры, которая представляет собой водо- и биостойкий материал, склееный под давлением с нагревом из березового лущеного шпона синтетическими феноловыми смолами (бакелитовым клеем). Из выпускаемых сортов бакелизированной фанеры наиболее водостойки БФС и БФВ-1, которые и нужно применять для клееных конструкций. Бакелизированная фанера состоит из нечетного числа слоев шпона с взаимно перпендикулярным расположением волокон. У наружных шпонов (рубашек) волокна расположены вдоль длинной стороны. Такую фанеру выпускают в виде листов размером 1200-1500 на 4400- 5600 мм и толщиной от 5 до 16 мм.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.