Систематический надзор

Систематический надзор

Периодический осмотр проводят не реже двух раз в год — после пропуска весенних вод и окончания ремонтных работ. Детально осматривают все элементы сооружения с инструментальной съемкой плана и профиля главных ферм пролетных строений, выявляют дефекты конструкций и назначают меры для их устранения, проверяют качество выполненных работ. Все эти ремонтные работы возглавляет начальник дистанции пути или его заместитель, а на автомобильных дорогах — начальник или главный инженер дорожного участка. Наиболее сложные, ответственные сооружения, а также имеющие серьезные дефекты обычно подвергают обследованию и испытанию мостоиспытательными станциями, которые производят расчет прочности (классификацию) сооружения, измеряют напряжения, прогибы, перемещения, колебания, осадки в различных частях сооружений от испытательной нагрузки, дают заключение о необходимом ремонте и условиях эксплуатации.

Текущее содержание искусственных сооружений на железнодорожных линиях, находящихся во временной эксплуатации, организует генеральный подрядчик, и проводится оно дистанциями пути отделений временной эксплуатации или мостостроительной организацией. Работы по текущему содержанию целесообразно выполнять силами комплексных бригад на всех сооружениях участка дороги.

При капитальном ремонте и усилении сооружений заменяют дефектные пролетные строения и все мостовые брусья, устраивают смотровые приспособления, устраняют негабаритность, возобновляют окраску и гидроизоляцию, усилят слабые элементы, цементируют кладку опор и т. п.

В зависимости от объема работ по ремонту искусственных сооружений на автомобильных дорогах различают капитальные, средние и текущие ремонты.

Для эксплуатируемых искусственных сооружений установлены три вида технической документации — карточка, книга и дело искусственного сооружения. Карточки и книги содержат технические характеристики, основные данные о сооружениях и ведутся мостовыми мастерами. На дистанциях пути или в службе пути ведут Дело искусственного сооружения, в котором содержатся все технические материалы по данному сооружению — история сооружения, исполнительная документация, отчеты обследований и испытаний, результаты периодических осмотров и т. п.

Для оценки технического состояния сооружений установлены четыре категории неисправностей: нулевая категория (сооружение не требует ремонта); первая категория (сооружение имеет неисправности, устранение которых возможно при текущем содержании); вторая категория (сооружение требует капитального ремонта); третья категория (сооружение требует неотложных работ по замене или переустройству).

Для пропуска ледохода предусматриваются меры по предотвращению повреждения опор льдом, образования заторов льда и размыва русла реки. До начала ледохода подготавливают инструмент, инвентарь и материалы, а в отдельных случаях все необходимое для взрывных работ. Перед ледоходом лед вокруг Деревянных и массивных опор окалывают в виде ленточных прорубей шириной 0,5 м, которые от замерзания закрывают хворостом и засыпают снегом. При тяжелых условиях ледохода с верховой стороны моста делают прорези во льду шириной около 0,5 м и длиной 25 м, а также окалывают лед возле откосов конусов и регуляционных сооружений. На мостах, где возможны заторы льда, устанавливают непрерывное дежурство рабочих с баграми для предупреждения задержки у моста плывущих льдин, а также взрывников с готовыми к употреблению зарядами взрывчатых веществ (ВВ).

При этом опасную зону ограждают красными флажками, а в темное время — фонарями и оцепляют. Радиус опасной зоны устанавливают не меньше 200 м. Длина бикфордова шнура должна быть не меньше 1,5-2 м.

В период пропуска паводка предусматриваются наблюдения в первую очередь за проходом воды в сооружениях, которые имеют заниженные отверстия, в трубах, работающих с подпором, и т. п. Наблюдения ведут с учетом результатов прошлых лет по данным уровня воды, скорости течения, характера и места размывов и др. Для этого периодически измеряют глубину русла вокруг опор и сравнивают с предыдущими замерами. При обнаружении подмыва загружают промоины камнем, габионами, мешками с глиной. После прохода весеннего паводка ликвидируют все его последствия (промоины, заиления лотков и проходных русел) с целью подготовки сооружений к пропуску ливневых паводков, которые,, как правило, несут много наносов и могут вызвать заторы и закупорки отверстий малых искусственных сооружений.

Комментарии запрещены.