Мостовое полотно

Мостовое полотно

На главные балки металлических пролетных строений опирается конструкция проезжей части, в состав которой входит в железнодорожных мостах мостовое полотно (рельсы, шпалы, балласт), в автодорожных — дорожное покрытие, а также продольные и поперечные балки, железобетонная или же стальная плита и другие элементы конструкций проезжей части.

Мостовое полотно железнодорожных мостов на деревянных мостовых брусьях (шпалах) в пролетных строениях с ездой поверху при расстоянии между главными балками не более 2,2- 2,5 м укладывают непосредственно на главные балки, а в пролетных строениях с ездой понизу -на продольные .балки, прикрепленные к поперечным, которые соединяют с главными фермами. Продольные балки между собой соединяют системой продольных и поперечных связей. Мостовые брусья (шпалы) укладывают на продольные или главные балки с устройством врубки глубиной не меньше 5 мм и не больше 30 мм и прикрепляют к ним лапчатыми болтами.

До недавнего времени применяли мостовое полотно с тротуарами на длинных поперечинах. Без тротуаров все поперечины имеют длину 3,2 м, а при устройстве тротуаров наряду с короткими брусьями уложены брусья длиной 4,2 м. В настоящее время при строительстве, металлических мостов, как правило, применяют мостовое полотно с тротуарами на металлических консолях без удлиненных мостовых брусьев. При такой конструкции облегчается смена этих брусьев в период эксплуатации.

Боковые тротуары с периламинужны на мостах длиной больше 25 м, а также на всех мостах высотой больше 5 м, кроме того, на мостах, расположенных в пределах станции, и путепроводах. Тротуары на консолях для увеличения срока их службы можно устраивать из железобетонных плит, которые для уменьшения веса целесообразно изготовить из керамзитобетона. Укладка контррельсов или контруголков обязательна при мостовом полотне с мостовыми брусьями на всех мостах, полная длина которых превышает 5 м, на всех путепроводах и на всех мостах, расположенных на кривой радиусом меньше 1000 м.

Противоугольные (охранные) брусья предназначены в основном для обеспечения продольной связи между мостовыми брусьями. Кроме того, они являются дополнительным к контррельсам средством,- ограничивающим смещение сошедших с рельсов колес. В местах пересечения с мостовыми брусьями в противоугонных брусьях делают врубку глубиной 30 мм со стыкованием вполдерева. Противоугонные брусья прикрепляют к каждому второму мостовому брусу.

Размеры поперечного сечения мостовых брусьев назначают в зависимости от расстояния между осями продольных или главных балок. Если это расстояние не превышает 2 м, принимают типовые брусья сечением 200X240 мм, при больших расстояниях в соответствии с Инструкцией по содержанию искусственных сооружений.

Кроме мостового полотна на мостовых брусьях, иногда применяют путь на балласте с устройством железобетонной плиты, а в отдельных случаях (в особенности в очень больших мостах и при значительном расстоянии между балками) вместо деревянных мостовых брусьев укладывают металлические поперечины. В последнее время более широкое применение находит безбалластное мостовое полотно с креплением рельс непосредственно к железобетонным плитам, укладываемым по металлической проезжей части.

Покрытие проезжей части металлических автодорожных мостов устраивают асфальтобетонное, реже цементобетонное или других типов. Встречаются и мосты с применявшимся раньше деревянным настилом. Конструкцию проезжей части чаще всего делают в виде железобетонной плиты, расположенной на балках. В последнее время все шире применяют металлический настил.

Для отвода воды поверхности проезжей части придают поперечный и продольный уклоны. Воду выводят за пределы моста или выпускают под мост с помощью водоотводных трубок.

Деревянное покрытие проезжей части имеет простую и дешевую . конструкцию. Обычно оно состоит из дощатого настила, уложенного по деревянным поперечинам или прогонам. Дощатый настил недолговечен и имеет низкие эксплуатационные качества.

Металлический настил (ортотропная плита) делают из листовой стали толщиной 10-12 мм, укрепленной снизу ребрами из полосовой или фасонной стали. Металлический настил включается в работу главных балок или балок конструкции проезжей части. Сверху металлический настил покрывают гидроизолирующим покрытием и укладывают слой асфальтобетонного или полимерного покрытия.

Металлический настил имеет небольшой вес, но изготовление его связано с трудностями обеспечения точных геометрических размеров при сварке элементов.

Комментарии запрещены.