Монтажные соединения металлических конструкций

Монтажные соединения металлических конструкций

Монтажные соединения металлических конструкций выполняют на заклепках и высокопрочных болтах и в отдельных случаях на сварке. Заклепками соединяют элементы, как правило, с помощью пневматических инструментов. Сжатый воздух, необходимый для клепки или завинчивания гаек, при больших монтажных работах подают от центральной компрессорной станции или от передвижных компрессоров, устанавливаемых вблизи места работ. Воздух подают по магистральному воздухопроводу, по стальным трубам, уложенным на пролетном строении. На магистральном воздухопроводе устанавливают ряд тройников с вентилями и отводами, к которым присоединяют гибкие резиновые шланги для подачи воздуха к каждому пневматическому инструменту — молотку, поддержке, горну, гайковерту и т. д.

В процессе сборки в узлах и стыках элементов ставят пробки, которые представляют собой точеные стальные стержни диаметром на 0,3 мм меньше отверстий, что обеспечивает хорошее совпадение отверстий стыка. Помимо пробок, устанавливаемых расчетом, в монтажных соединениях ставят монтажные болты для плотного сплачивания элементов. Количество болтов должно составлять не меньше 40-50% числа монтажных отверстий. Все болты затягивают с большим усилием гаечным ключом с удлиненной рукояткой или ручными и пневматическими гайковертами.

На монтаже клепку ведут бригады в составе 3-4 чел. Средняя производительность клепки на подмостях за 7-часовую смену составляет 200-250 заклепок на бригаду в четыре человека.

В узлах монтируемых конструкций в первую очередь заклепки ставят в свободные отверстия, а затем постепенно заменяют пробки и монтажные болты. При большом заклепочном поле клепку ведут от его середины к краям. Качество поставленных заклепок проверяют  отстукиванием  их  молотком   массой 0,3 кг, а также осмотром и проверкой заклепочных головок шаблонами. Заклепки дребезжащие и имеющие другие дефекты, превосходящие допускаемые номенклатурой, бракуют и заменяют новыми. Головки дефектных заклепок срубают пневматическим зубилом с последующим выколачиваем стержня из отверстия.

Способ соединения монтажных элементов высокопрочными болтами принципиально отличается от клепки тем, что действующие в. элементах усилия передаются в стыке исключительно силами трения, возникающими по соприкасающимся плоскостям соединения. Большое трение обеспечивают натяжением болтов, что требует специальных механизмов для завертывания и изготовления болтов из металла высокой прочности. Соединения на высокопрочных болтах называют также фрикционными. Диаметр отверстии для них делают на 2-3 мм больше диаметра болта, поэтому он не подвергается действию срезывающих усилий, а по краям отверстий не возникают местные перенапряжения. Это обстоятельство упрощает изготовление конструкций, так как точность совпадения монтажных отверстий требуется несколько меньшая, чем при заклепках.

Высокопрочные болты и гайки изготавливают из легированной машиностроительной стали марки 40Х и подвергают термической обработке, обеспечивающей после закалки и отпуска предел их прочности не меньше 120 кгс/мм2.

Для монтажа применяют высокопрочные болты получистые диаметром от 22 до 26 мм с шестигранными гайками. Полную длину болта назначают на 40 мм больше толщины стягиваемого пакета. Болты и гайки имеют метрическую резьбу. На высокопрочных болтах элементы собирают в том же порядке, что и заклепочные, совмещая монтажные отверстия с помощью конических оправок и фиксируя взаимное положение элементов пробками.

Высокопрочные болты натягивают до проектных усилий динамометрическими ручными ключами или пневматическими гайковертами разного типа (ИП-3103, ИП-3106), развивающими моменты закручивания от 20 до 150 кгс-м.

Такие сбалчиватели позволяют затягивать болты на заданное усилие с точностью до 1 % и обеспечивают равномерное натяжение всех болтов в каждом креплении. Установка болтов выполняется бригадой из 2-3 чел. Производительность установки болтов в 1,5-2 раза выше, чем заклепок.

Комментарии запрещены.