Изготовление клепаных и болтовых конструкций

Изготовление клепаных и болтовых конструкций

В современном мостостроении все реже применяют соединения элементов конструкции на заклепках, отдавая предпочтение соединениям на болтах и электросварке.

После подготовки металла отдельных деталей выполняется сборка монтажных элементов мостовых конструкций. Основное требование при сборке — плотное сплачивание деталей с приданием элементу проектных размеров. В процессе сборки выполняют и устраняют все неточности и дефекты изготовления деталей.

При изготовлении элементов болтовых и клепаных конструкций их собирают из отдельных обработанных деталей (листов и уголков), в которых заранее по наметке и шаблонам рассверлены отверстия меньшие, чем по проекту. Когда элемент собран из деталей, отверстия рассверливают до проектного размера и устанавливают соединительные заклепки или болты. Элементы по дырам собирают на специальных стеллажах. Верхние поверхности стеллажей проверяют нивелиром, чтобы обеспечить точное положение деталей в одной плоскости.

Для сборки конструкций применяют специальные мерительные, а также сборочные инструменты и приспособления, способствующие быстрой и легкой установке деталей элементов. Мерительные инструменты применяют в виде рулеток, стальных линеек, плоских и бортовых угольников, отвесов. Для проверки плотности соединения деталей служат щупы из набора пластин толщиной 0,1-0,8 мм, насаженных на общую ось. В процессе сборки в совмещенные отверстия собираемых элементов ставят сборочные стальные оправки и пробки, кроме того, детали плотно стягивают болтами. Сплачиваемые плоскости предварительно очищают от заусенцев, ржавчины и грязи. Плотность сплачивания должна быть такой, чтобы стальной щуп толщиной 0,3 мм не мог входить в щель между деталями.

В настоящее время элементы собирают, как правило, из деталей в специальных сборочных кондукторах. :В деталях элемента основное количество отверстий заранее не сверлят.

Для формирования разных сечений элементов применяют сборочные кондукторы. Необходимое расположение деталей по длине обеспечивают торцовыми упорами. В собранном в кондукторе элементе с плотно прижатыми деталями просверливают несколько отверстий проектного размера, которые заполняют монтажными болтами и пробками. Затем элемент вынимают из кондуктора и отправляют под станки для рассверловки в нем полный диаметр остальных отверстий и поставки заклепок или высокопрочных болтов. Изготовление элементов в кондукторах существенно сокращает количество производственных операций и трудоемкость работ, повышает качество клепки обеспечением полного совпадения отверстий.

Бездырная сборка с использованием кондукторов экономически оправдывается при большой повторяемости однотипных элементов, например при массовом производстве конструкций по типовым проектам.

Заклепки устанавливают в разогретом состоянии молотками или прессом, плотно заполняя металлом отверстия, чтобы, остывая, склепанный пакет был сильно обжат. Стержень заклепки по диаметру принимают несколько меньшим отверстия, с тем чтобы обеспечить ее постановку в нагретом состоянии. Так, например, при диаметре отверстия в 23 мм номинальный диаметр стержня заклепки равен 22 мм с допусками +0,4 и -0,3 мм. Вставляемая заклепка имеет готовую закладную головку, а вторая, замыкающая, образуется при клепке.

Металл заклепок должен обладать хорошими пластическими свойствами. С этой целью, например, для конструкции из марки Ст. 3 мостовой применяют заклепки из более мягкой слабоуглеродистой стали марки Ст. 2, а для конструкций из более прочных металлов применяют новые сорта низкдлегированных пластических сталей.

Заклепки и высокопрочные болты поступают на мостовой завод в готовом виде.

Клепку на заводе выполняют клепальными скобами, а в местах, недоступных для скоб, ручными пневматическими молотками.. Пневматическими илиэлектрическими клепальными скобами под большим давлением осаживают стержень разогретой заклепки и оформляют головку медленно и плавно под большим давлением. Пневматические молотки — инструмент ударного действия с числом ударов около 1000 в минуту.

Заклепки нагревают в переносных горнах или в стационарной печи кузнечным каменным углем или коксом. При клепке скобой заклепки нагревают до пластичного состояния металла, т. е. до температуры 650-720° С (вишневый цвет), а при клепке молотком-до 1000-1100° С (светло-желтый цвет). Излишний нагрев заклепок до белого цвета, соответствующий 1200° С и больше, ведет к пережогу металла, в результате которого остывшая заклепка становится хрупкой, а при недогретых заклепках ухудшается заполнение отверстий и стяжка пакета. Качество клепки проверяют остукиванием заклепок и осмотром головок. Заклепки, дрожащие при остукивании, имеют неосаженный стержень и дефекты. Заклепочные головки должны быть правильно сформированы с плотным прилеганием к склепываемому металлу.

Комментарии запрещены.