Фундаменты труб

Фундаменты труб

Фундаменты труб, обеспечивающие равномерное распределение давления на грунт и объединение звеньев трубы в продольном направлении, делают сборными из бетонных блоков или монолитными бетонными. Звенья железобетонных и бетонных автодорожных труб отверстием до 1,5 м, а также металлические трубы укладывают непосредственно на щебеночно-песчаную или гравийно-песчаную подушку, а при благоприятных инженерно-геологических условиях на спрофилированное естественное основание; такие трубы называют бесфундаментными. Оголовки труб обычно устанавливают на бетонные или железобетонные фундаменты, заложенные ниже глубины промерзания.

Наружные поверхности железобетонных и бетонных труб покрывают обмазочной или оклеечной гидроизоляцией.

Для предохранения от размыва конус насыпи и русло водотока с верховой и низовой стороны укрепляют одиночным или двойным мощением, монолитными или сборными бетонными плитами, а также асфальтобетонными плитами или тюфяками. Особое внимание уделяют креплению русла у выходного оголовка, где возникают максимальные скорости течения воды. Здесь русло обычно укрепляют каменной рисбермой или бетонным лотком, а иногда устраивают приспособления для гашения скорости потока. У входного отверстия бывают необходимы специальные уловители, например забитые на некотором расстоянии друг от друга сваи для предотвращения возможного засорения трубы плывущими в паводок кустами, сеном и другими предметами.

Уклон железобетонных труб обеспечивают, как правило, ступенчатым расположением секций. При значительном уклоне строят косогорные трубы. Для воды, идущей с большой скоростью к косогорной трубе, устраивают водобойные колодцы, гасящие живую силу водного потока, и т. п.

В настоящее время наибольшее распространение имеют сборные железобетонные и бетонные трубы. Железобетонные трубы устраивают круглые отверстием от 0,5 до 2 м и прямоугольные отверстием от 1до 4 м, бетонные — прямоугольные отверстием от 1,5 до 6 м. Начали применять трубы из гофрированного металла отверстием от 1 до 3 м.

Водопропускные трубы строят, как правило, по типовым проектам, что облегчает организацию их массового изготовления на специальных заводах железобетонных конструкций и полигонах. В настоящее время наибольшее распространение имеют типовые унифицированные сборные круглые водопропускные трубы для железных и автомобильных дорог и унифицированные сборные прямоугольные водопропускные трубы для железных и автомобильных дорог. Весьма перспективны типовые металлические гофрированные трубы.

По своим технико-экономическим показателям, т. е. по строительным и эксплуатационным качествам, трубы предпочтительнее мостов, если высота насыпи достаточна для сооружения трубы необходимого отверстия с учетом минимальной толщины засыпки над трубой (1 м для железных дорог и 0,5 м для автомобильных и городских).

Однако в суровых климатических условиях, в частности на Байкало-Амурской магистрали, применение труб ограничивается наличием наледей или пучинистых грунтов в основаниях труб. Там можно применять трубы только на сухих логах и постоянных водотоках, на которых исключена возможность появления наледей, а также под высокими насыпями, когда постройка моста нецелесообразна. В тех же случаях, когда образование наледей нельзя исключить, устраивают противоналедные валы.

Наибольший расчетный расход воды для труб: трехочковой круглой (3X2 м) до 48 м3/с; прямоугольной отверстием 6 м с повышенным входным звеном до 78 м3/с.

Комментарии запрещены.