Расчетный уровень высоких вод
Расчетный уровень высоких вод, необходимый для расчета отверстия моста, определяют по полученному значению расчетного расхода.
Постройка мостового перехода вызывает стеснение бытового живого сечения потока и значительное изменение его режима, а также переформирование речного русла. Переносимые водой мелкие частицы грунта, а при паводках более крупные (песок, галька) постепенно изменяют местоположение наибольших глубин по ширине русла, размывая дно. Величина наибольшего общего размыва русла ограничивается действующими нормами: при малых расчетных расходах воды в пределах от 2 до 15, м3/с на 1 пог. м отверстия моста допускаемый коэффициент размыва колеблется от 2,2 до 1,3, а для расчетного расхода в 20 м3/с и больше он устанавливается равным 1,25. Кроме общего размыва дна Русла под мостом, возможен сосредоточенный расход воды на ограниченном участке отверстия моста и особенно возле опор, в результате чего здесь возникает местный размыв, величина которого имеет значение при определении глубины заложения опор Моста. Больше всего местный размыв образуется у лобных граней опор при обтекании их потоком и зависит как от скорости течения воды, формы опоры, так и от угла подхода воды к Поре.
Возле опор прямоугольной формы в результате большего их сопротивления потоку воды наблюдается и больший размыв дна по сравнению с опорами с закругленными и заостренными передними, и задними гранями. По этой причине выбирать форму опор надо с учетом режима водного потока. При проходе паводка вокруг опор моста образуются завихрения и водовороты, которые создают дополнительные стеснения свободному проходу воды. Кроме того, во время ледохода лед, раскалываясь об опоры и погружаясь в воду, тоже создает дополнительное стеснение живого сечения под мостом.
Коэффициент сжатия струи зависит от величины пролетов моста, количество опор в его отверстии и от скорости воды. Для малых и средних мостов он колеблется от 0,85 до 0,96, а для больших — от 0,98 до 0,99.
Стеснение потока вызывает подпор воды, т. е. повышение уровня перед мостом. Чем больше стеснено сечение реки и меньше уклон поверхности воды, тем на большее расстояние распространяется подпор. Величину подпора учитывают при назначении отметок насыпи подходов и бровки регуляционных дамб. Для улучшения условий прохода воды при высоких берегах главного русла целесообразно увеличить русло под мостом, срезав высокую часть поймы, прилегающую к главному руслу. При этом средняя глубина под мостом увеличивается, а размер отверстия уменьшится. Длину срезки во избежание занесения ее грунтом и обеспечения эффективности работы назначают: вверх по течению на 0,5-1,5 и вниз по течению на 0,5-1,0 длины отверстия моста. Сопряжение срезки с поверхностью поймы устраивают в виде откосов с уклонами не круче 1 : 10.
По высоте срезку устраивают почти до уровня меженных вод с небольшим уклоном к главному руслу. Площадь срезки не должна превышать 25% расчетной площади отверстия под мостом. Срезку целесообразно устраивать при условии сравнительно частого затопления пойм (не реже 1 раза в 2 года). Если имеется в виду одновременно дать срезку и допустить размыв русла, то суммарная величина их должна быть не более 35% расчетной площади на судоходных реках и 50% на несудоходных.