Расчетный уровень высоких вод

Расчетный уровень высоких вод

Расчетный уровень высоких вод, необходимый для расчета отверстия моста, определяют по полученному значению расчетного расхода.

Постройка мостового перехода вызывает стеснение бытового живого сечения потока и значительное изменение его режима, а также переформирование речного русла. Переносимые водой мелкие частицы грунта, а при паводках более крупные (песок, галька) постепенно изменяют местоположение наибольших глубин по ширине русла, размывая дно. Величина наибольшего общего размыва русла ограничивается действующими нормами: при малых расчетных расходах воды в пределах от 2 до 15, м3/с на 1 пог. м отверстия моста допускаемый коэффициент размыва колеблется от 2,2 до 1,3, а для расчетного расхода в 20 м3/с и больше он устанавливается равным 1,25. Кроме общего размыва дна Русла под мостом, возможен сосредоточенный расход воды на ограниченном участке отверстия моста и особенно возле опор, в результате чего здесь возникает местный размыв, величина которого имеет значение при определении глубины заложения опор Моста. Больше всего местный размыв образуется у лобных граней опор при обтекании их потоком и зависит как от скорости течения воды, формы опоры, так и от угла подхода воды к Поре.

Возле опор прямоугольной формы в результате большего их сопротивления потоку воды наблюдается и больший размыв дна по сравнению с опорами с закругленными и заостренными передними, и задними гранями. По этой причине выбирать форму опор надо с учетом режима водного потока. При проходе паводка вокруг опор моста образуются завихрения и водовороты, которые создают дополнительные стеснения свободному проходу воды. Кроме того, во время ледохода лед, раскалываясь об опоры и погружаясь в воду, тоже создает дополнительное стеснение живого сечения под мостом.

Коэффициент сжатия струи зависит от величины пролетов моста, количество опор в его отверстии и от скорости воды. Для малых и средних мостов он колеблется от 0,85 до 0,96, а для больших — от 0,98 до 0,99.

Стеснение потока вызывает подпор воды, т. е. повышение уровня перед мостом. Чем больше стеснено сечение реки и меньше уклон поверхности воды, тем на большее расстояние распространяется подпор. Величину подпора учитывают при назначении отметок насыпи подходов и бровки регуляционных дамб. Для улучшения условий прохода воды при высоких берегах главного русла целесообразно увеличить русло под мостом, срезав высокую часть поймы, прилегающую к главному руслу. При этом средняя глубина под мостом увеличивается, а размер отверстия уменьшится. Длину срезки во избежание занесения ее грунтом и обеспечения эффективности работы назначают: вверх по течению на 0,5-1,5 и вниз по течению на 0,5-1,0 длины отверстия моста. Сопряжение срезки с поверхностью поймы устраивают в виде откосов с уклонами не круче 1 : 10.

По высоте срезку устраивают почти до уровня меженных вод с небольшим уклоном к главному руслу. Площадь срезки не должна превышать 25% расчетной площади отверстия под мостом. Срезку целесообразно устраивать при условии сравнительно частого затопления пойм (не реже 1 раза в 2 года). Если имеется в виду одновременно дать срезку и допустить размыв русла, то суммарная величина их должна быть не более 35% расчетной площади на судоходных реках и 50% на несудоходных.

Комментарии запрещены.