Основные виды каменных и бетонных мостов

Основные виды каменных и бетонных мостов

Каменными обычно называют мосты, построенные из естественного или искусственного камня (бетонных блоков), а бетонными — из монолитного бетона без арматуры или с небольшим ее содержанием.

Так как материалы и кладка из них хорошо работают на сжатие и значительно хуже на изгиб и растяжение, то для каменных и бетонных мостов применяют арочные системы.

Основным несущим элементом в этих системах служит свод, опирающийся своими пятами на опоры. Своды применяют, как правило, бесшарнирные, а в некоторых случаях двухшарнирные и трехшарнирные. Над сводом устраивают надсводное строение, поддерживающее мостовое полотно железнодорожного или конструкцию проезжей части автодорожного моста. Чтобы в каменную или бетонную кладку моста не могла проникнуть влага, просачивающаяся через балласт или дорожное покрытие, внутренние поверхности кладки покрывают гидроизоляцией.

Ось каменного или бетонного свода должна иметь очертание, близкое к кривой давления в своде от расчетных нагрузок.

Большое влияние на работу свода оказывает величина стрелы его подъема. Чем больше отношение стрелы подъема к пролету свода, называемое подъемом свода, тем меньше распор свода. Поэтому всегда желательно делать подъем сводов возможно большим, насколько это позволяет вертикальная планировка мостового перехода.

Каменные мосты имеют хороший внешний вид и, сооруженные из долговечного материала при хорошей гидроизоляции, могут служить очень долгое время, не требуя почти никакого ремонта. При наличии хорошего местного каменного материала строительство каменного моста обычно бывает экономически целесообразным.

Главный недостаток каменных мостов — трудоемкость их возведения. Для их постройки приходится применять подмости для поддерживания тяжелого каменного свода во время его кладки. Большой собственный вес пролетного строения требует более мощных   опор,   чем   в,  арочных   мостах   из   других   материалов.

Бетонные мосты выгодно отличаются от каменных возможностью механизировать укладку бетонной смеси. Однако в бетонных мостах от усадки бетона и колебаний температуры возникают большие дополнительные напряжения.

Каменные и бетонные мосты можно строить только на прочных грунтах, не дающих существенных деформаций под нагрузкой.

В настоящее время каменные мосты строят редко, так как на преобладающей территории местные  условия неблагоприятны для их возведения. Бетонные мосты тоже не нашли особого распространения.

В зависимости от конструкции надсводного строения каменные и бетонные мосты могут быть разделены на три основные разновидности: мосты с засыпкой; мосты с забуткой; мосты с облегченным надсводным строением.

В мостах с засыпкой надсводное строение имеет засыпку,- заключенную между продольными щековыми стенками, опирающимися на края свода. Свод своими пятами опирается на устои или промежуточные опоры (быки) и через них передает опорные давления на фундамент и далее на грунт. Устои имеют боковые стенки, называемые обратными, представляющие продолжение щековых стенок пролетного строения и ограждающие заключенную между ними часть насыпи, примыкающую к мосту.

В каменных мостах пролетом более 15 м, а в бетонных при пролетах более 10 м в щековых стенках над пятами свода устраивают деформационные швы. Эти швы нужны потому, что при нагрузке пролетного строения временной нагрузкой, а также при понижении температуры свод прогибается вместе с надсводным строением. При этом щековые стенки над пятами свода стремятся повернуться в сторону пролета и отделиться от кладки над опорами. Устройство швов предотвращает образование трещин в этих местах.

В мостах с забуткой вместо засыпки устраивают забутку из бетона, бутобетона или бутовой кладки. Внешние поверхности надсводного строения обычно облицовывают кладкой из прочного и долговечного камня, а над пятами сводов в забутке устраивают сквозные деформационные швы.

Комментарии запрещены.