Опорные части и деформационные швы

Опорные части и деформационные швы

Балочные железобетонные пролетные строения устанавливают на опоры моста с помощью опорных частей. Опорные части должны обеспечивать по возможности фиксированную передачу давления от пролетного строения на опору, а также свободный поворот опорного сечения пролетного строения, возникающий от подвижной нагрузки.

Для небольших пролетных строений длиной до 6 м под железнодорожную нагрузку и до 10-12 м под автодорожную часто применяют опорные части в виде плоских стальных листов. На неподвижной опоре укладывают один опорный лист толщиной 10-20 мм, а на подвижной — два листа, скользящие друг по другу. К листам приваривают арматурные стержни, закрепленные в бетоне балки и опоры.

При пролетах моста 9-18 м применяют тангенциальные опорные части из двух стальных подушек, верхняя из которых имеет плоскую поверхность, а нижняя — цилиндрическую, обеспечивающую свободный поворот конструкции. В неподвижной опорной части устраивают потайной штырь или закраины против сдвига верхней подушки по нижней. В подвижных опорных частях штыри не делают и смещение происходит за счет скольжения верхней подушки по нижней. При пролетах более 18 м для уменьшения трения устраивают стальные каковые или железобетонные валковые опорные части. Железобетонный валок имеет стальные подушки, аналогичные тангенциальным опорным частям, и бетонное тело, армированное продольной и поперечной арматурой. Для обеспечения поворотов валка, соответствующих перемещениям конца балки, к стальным подушкам приваривают планки, входящие в прорези подушек. По конструкции стальные опорные части аналогичны опорным частям металлических мостов.

Неподвижные опорные части в балочных мостах иногда устраивают в виде свинцовой прокладки толщиной 15-25 мм.

За последнее время все чаще применяют резиновые опорные части. Наиболее распространенный вид резиновых опорных частей состоит из перемежающихся слоев синтетического каучука и стальных листов, связанных между собой вулканизацией. Такие опорные части дешевы, требуют мало металла, легко устанавливаются и заменяются и обеспечивают необходимую подвижность пролетного строения. При горизонтальном перемещении балки резиновая опорная часть дает деформации сдвига, не оказывая этому особого сопротивления. Деформации сжатия от вертикального давления в таких опорных частях незначительны.

При необходимости передачи больших опорных давлений применяют металлические подвижные опорные части с двумя или четырьмя катками.

Деформационными швами называют поперечные разрывы между смежными пролетными строениями, а также между пролетными строениями и устоями. Эти швы должны обеспечивать свободную деформацию пролетного строения и не пропускать воду от дождя и снега.

В пролетных строениях под железную дорогу деформационные швы, как правило, располагают в местах водоразделов между продольными уклонами водоотвода. При незначительных перемещениях (до 2 см) швы перекрывают при помощи стальных листов толщиной не менее 4 мм, покрытых битумом (в горячем состоянии), к которым приваривают стержни, препятствующие смещению листов относительно шва. Конструкцию такого шва применяют также для перекрытия продольного шва между блоками в двухблочных пролетных строениях.

При значительных перемещениях пролетных строений устраивают специальные швы, перекрываемые изоляцией. Изоляция у шва приподнята на подготовке, окаймленной стальными уголками, и заведена на уголки и на компенсатор, т. е. на изогнутый лист из меди, латуни или алюминия. Компенсатор и изоляция прижаты второй парой уголков, прикрепленной к первой болтами через 50-75 см.

Во избежание повреждения шва балластом к одному из верхних уголков прикреплен стальной лист, перекрывающий шов.

В мостах под автомобильную дорогу при перемещениях до 0,5- 1 см дорожное покрытие над швом не прерывают. Шов в этом случае перекрывают листом латуни или оцинкованной стали, выгнутым в виде эластичной складки, своей гибкостью компенсирующей деформации в шве. Концы листа заводят в специальные борозды в выравнивающем слое бетона. Гидроизоляция имеет складку и проходит над швом без разрыва. Сверху ее покрывают слоем битумной мастики в месте прерванного защитного слоя бетона.

По обе стороны шва над защитным слоем бетона закладывают слой толя на длину 1 -1,5 м для предохранения асфальтобетона от трещин над деформационным швом.

Если перемещения в шве превышают 1,5-2 см, то в покрытии делают разрыв и перекрывают его металлическим листом или гребенкой, уложенными в уровне поверхности покрытия. Края плит соседних пролетных строений окаймляют уголками. Перекрывающие шов лист или гребенку одной стороной приваривают к уголку, окаймляющему одно из сопрягающихся пролетных строений. Другая сторона листа или гребенки скользит по уголку, окаймляющему смежное пролетное строение. Для сбора и отвода воды, проникающей через шов, устраивают водосборный желоб из швеллера или специально выгнутых листов.

В настоящее время начали применять деформационные швы с заполнением из синтетической резины. Такие швы обеспечивают свободные деформации конструкции и достаточно водонепроницаемы.

Комментарии запрещены.