Опалубка для изготовления сборных конструкций

Опалубка для изготовления сборных конструкций

При массовом изготовлении сборных конструкций на заводах и полигонах обычно применяют инвентарную металлическую опалубку, обеспечивающую высокое качество поверхности изделий и многократное ее использование. При небольшом количестве нестандартных изделий, а также при изготовлении конструкций в построечных условиях применяют деревянную и деревометаллическую сборно-разборную щитовую опалубку.

Опалубка состоит из обшивки, непосредственно прилегающей к бетону, и каркаса, обеспечивающего неизменность формы обшивки. В металлической опалубке обшивку выполняют из листовой стали толщиной 4-8 мм; чем интенсивнее используют опалубку, тем толще должна быть ее обшивка.   Деревянную обшивку изготавливают из строганых досок толщиной 30-50 мм или с применением водоустойчивой фанеры. Обшивка воспринимает давление бетонной смеси, которое далее передается ребрам жесткости каркаса, внутренним стяжкам или другим опорным конструкциям.

 Опалубка должна быть прочной и устойчивой. Прогибы изгибаемых элементов опалубки необходимо ограничивать во избежание получения неровной и волнистой поверхности бетона. Важное качество опалубки — плотность, исключающая вытекание цементного раствора в стыках обшивки и в местах соединения отдельных щитов опалубки. Для видимых бетонных поверхностей, не обрабатываемых в дальнейшем, опалубка со стороны бетона должна быть  гладкой, без случайных выступов, впадин и видимых швов.

Для лучшей сохранности щитовой сборно-разборной опалубки необходимо обеспечивать легкий ее отрыв от бетона. Это достигается смазкой поверхностей обшивки, например, петролатумо-керосиновым составом, состоящим из одной части по массе петролатума и двух или трех частей керосина (петролатум — отход нефтеперегонки и является смесью парафиноподобных веществ и масла); можно применять и другие составы. Разогретую смазку наносят кистями или пистолетами-распылителями. Для смазки также применяют отработанное машинное масло, цементво-масляные или известково-масляные эмульсии состава 1:0,3:1,25 (одна часть масла + 0,3 воды+1,25 части цемента или извести и др.). Для уменьшения сцепления бетона с опалубкой и предохранения от вытекания раствора через щели стыков в последнее время применяют полимерное покрытие (полиэтиленом), которые наносят на внутреннюю поверхность опалубки в горячем состоянии до бетонирования. Такое покрытие обеспечивает многократную оборачиваемость опалубки.

Отрывать щиты от бетона можно упорными винтами, домкратами или рычажными приспособлениями. Для облегчения отрыва опалубку обычно снимают по окончании схватывания и первого периода твердения бетона (до начала пропаривания), когда прочность бетона еще не превышает 50-80 кгс/см2.

Деревянную и деревометаллическую щитовую опалубку изготовляют в мастерских с использованием деревообделочных станков и электрифицированного инструмента. Для обшивки применяют строганые доски толщиной не менее 25 мм, а для каркаса — металлические уголки. Точность размеров и взаимозаменяемость щитов обеспечивают при сборке на плазах, применяя специальные кондукторы и шаблоны.

Для щитовой опалубки используют лесоматериал II и III сорта с влажностью не больше 23%. Ширина досок обшивки обычно не больше 15-18 см. Для большей плотности стыки досок сплачивают в четверть или в шпунт; в углах щели закрывают треугольными рейками. Часто обшивку из досок покрывают листовой кровельной сталью или водостойкой фанерой.

Для каркасов деревянной опалубки рекомендуется применять пиленый лес, что повышает точность и упрощает изготовление. Все соединения деревянной опалубки делают на гвоздях и болтах, как правило, без врубок, а соединения щитов — на болтах или клиньях.

Комментарии запрещены.