Мосты со сводами

Мосты со сводами

Арочными пролетными строениями можно перекрывать большие пролеты. Построенные крупнейшие железобетонные арочные мосты имеют пролеты до 300 м. Для железнодорожных мостов с пролетами до 33 м и автодорожных с пролетами до 42 м арочные пролетные строения не рекомендуются; в этих случаях, как правило, более экономичны балочно-разрезные, устанавливаемые в пролет кранами.

По статической схеме арочные пролетные строения могут быть распорными, передающими распор на опоры, и безраспорными, у которых распор воспринимается затяжкой, по расположению уровня проезжей части с ездой поверху и посередине, а также понизу. Выбор уровня проезжей части определяется условиями проектирования продольного профиля мостового перехода, связанными для судоходных рек с размещением требуемого подмостового габарита. Более экономичны по объему бетона обычно пролетные строения с ездой поверху.

Из арочных пролетных строений бесшарнирных, двухшарнирных и трехшарнирных наиболее экономичны и просты по конструкции бесшарнирные. Недостаток их — возникновение дополнительных усилий и напряжений от просадок и смещений опор, изменений температуры, ползучести и усадки бетона. Это ограничивает применение бесшарнирных арок (сводов) при слабых грунтах и в районах с резкими колебаниями температуры. Конструкция двухшарнирной арки несколько усложняется наличием шарниров, но зато она менее чувствительна к воздействиям дополнительных факторов,- при вертикальных осадках опор дополнительные моменты в ней не возникают, В трехшарнирных арках как в статически определимых системах не возникает дополнительных усилий и напряжении.

При сборных конструкциях арочных пролетных строений их можно монтировать из полуарок. В этом случае наиболее простое сопряжение элементов получается для трехшарнирных арок.

В арочных пролетных строениях нагрузки от подвижного состава воспринимаются конструкцией проезжей части. При помощи стоек или подвесок эти нагрузки передаются на основной несущий элемент — арки, а с арок на опоры. В пролетных строениях с ездой поверху конструкцию проезжей части вместе со стойками часто называют надарочным строением. Отдельные арки между собой соединяют связями; в результате (в плане) получается ферма, которая и воспринимает возникающие горизонтальные усилия. Связи обеспечивают также поперечную жесткость пролетного строения и устойчивость арок при продольном изгибе из их плоскости.

Мосты со сводами возводят только с ездой поверху. Они отличаются простотой конструкции и имеют небольшую строительную высоту, что обеспечивает их хороший внешний вид. В поперечном сечении железобетонного пролетного строения возможно устройство одного или нескольких параллельно расположенных сводов. Сечение сводов с пролетами до 60-80 м обычно принимают сплошным, а при больших пролетах более рациональны пустотелые коробчатые своды.

Надсводное строение выполняют из железобетонных плит или балок, опирающихся на свод посредством сплошных тонких стенок или стоек. В средней части пролета вблизи замка плита проезжей части сливается со сводом, и на протяжении этого участка конструкцию проезжей части поддерживает непосредственно свод.

Пролетные строения в виде отдельных арок тоже могут быть с ездой поверху, посередине и понизу. При езде поверху количество арок в поперечном сечении зависит от ширины моста и ширины арок. Расстояние между арками обычно принимают от 2 до 6 м. При езде понизу и посередине арочное пролетное строение выполняют с двумя арками, между которыми вписывается габарит проезда на мосту. Для обеспечения жесткости моста в поперечном направлении расстояние между осями крайних арок должно быть не меньше пролета.

Между собой арки связывают распорками, а при большом расстоянии между арками — диагональными связями, чтобы обеспечить их устойчивость в поперечном направлении и увеличить общую пространственную жесткость всего пролетного строения.

В поперечном сечении арки могут быть прямоугольными, двутавровыми и коробчатыми.

Комментарии запрещены.