Малые и средние мосты

Малые и средние мосты

Малые и средние мосты с пролетами до 15-20 м, а также путепроводы и эстакады строятся преимущественно индустриальными способами с опорами в виде сборных свайных и столбчатых конструкций. В распространенных сборных железобетонных конструкциях свайно-эстакадных и стоечно-эстакадных железнодорожных мостов опоры на 90-95% . сооружаются из элементов промышленного изготовления, которыми являются сваи, стойки, насадки, шкафные и фундаментные блоки. Свайные и стоечные промежуточные опоры применяют на реках со слабым ледоходом толщиной не больше 0,3 м. При большей толщине льда такие опоры надо защищать от повреждения льдом. Для однорядных опор при скорости течения до 1- 1,2 м/с эта защита может быть обеспечена забивкой с верховой стороны ледорезных одной или нескольких свай, усиленных стальными уголками. При толщине льда до 1 м опоры защищают железобетонными плитами, объединенными со сваями. Свайные и стоечные промежуточные опоры неприменимы на горных реках, где во время сильных ливневых или снежных паводков наблюдается перемещение гравийно-галечных наносов, которые могут повредить защитный слой железобетонных конструкций. К тому же забивка свай становится затруднительной.

Применяют в малых и средних автодорожных мостах и эстакадах аналогичные опоры, фундаменты которых в виде забитых свай достигают прочных слоев грунта. После забивки свай верхнюю их часть, выходящую выше уровня земли или воды,  объединяют железобетонным ростверком, являющимся одновременно подферменной площадкой для опирания пролетных строений.

Если вблизи от поверхности земли залегают грунты, в которых забивка свай затруднительна (например, скальные или плотно-глинистые грунты), устраивают фундамент на естественном основании с расположением в котловане блоков фундамента опоры. В этом случае верхнюю часть опоры в виде железобетонных стоек закрепляют нижними концами в специальных отверстиях, предусмотренных в плитах фундамента. По верху стоек устанавливают насадку с подферменной площадкой. На концевых опорах-устоях поверх плиты подферменной площадки располагают шкафной блок, который сопрягает мост с насыпью подходов. Сваи и стойки свайно-стоечных мостов изготавливают как из обычного, так и преднапряженного железобетона марок 300 и 400 стандартных сечений -35X35 и 40X40 см. Сваи погружают в грунт с помощью молота.

В последнее время на строительстве дорог в зонах сурового климата страны для малых и средних мостов применяют опоры столбчатой конструкции. В этом случае, например для промежуточной опоры, вместо шести железобетонных свай устанавливают два мощных железобетонных столба диаметром по 80 см. Столбы буровыми станками погружают в специально устраиваемые в грунте глубокие скважины, достигающие плотных грунтов, обеспечивающих надежность и устойчивость такой опоры. Верх столбов соединяют с насадкой — подферменной площадкой. Подобные конструкции называют опорами на буро-обсадных столбах. Их широко применяют на строительстве малых и средних мостов Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. В суровых климатических зонах часто опоры приходится строить в условиях вечной мерзлоты, где, глубоко разбуривая скважины, можно надеяться на надежность сооружения. Для защиты столбов промежуточных опор от ледохода их поверхность покрывают стальными листами, хорошо заанкеренными и бетоне опоры.

При сооружении средних и особенно больших мостов, расположенных на реках с интенсивным ледоходом и движением судов, промежуточные опоры приходится выполнять более массивными, обеспечивающими высокую сопротивляемость   ударам плывущих льдин или судов. Такие опоры раньше возводили из каменной и бутобетонной кладки с устройством наружной каменной облицовки. Однако большая трудоемкость таких работ и потребность индустриализации, привели к созданию более эффективных сборных или сборно-монолитных конструкций опор.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.