Конструкции мостов

Конструкции мостов

Конструкция висячих мостов может быть в виде свободно висящих канатов, к которым с помощью подвесок передаются нагрузки от балки жесткости, или в виде натянутых стальных вант, непосредственно закрепленных за балку без подвесок. В последнем случае пролетное строение называют вантовым. Висячие и Байтовые пролетные строения применяют преимущественно в автодорожных и городских мостах с пролетами больше 100 м. Использование канатов из стали высокой прочности позволяет устраивать средние большие пролеты висячих мостов до 1300 м и более.

Наряду с приведенными схемами (системами) пролетных строений применяют также комбинированные. Например, арочные пролетные строения с затяжкой. В этом случае горизонтальный распор от арки воспринимается балкой-затяжкой. Применяют также балочные конструкции с подпружными арками, когда неразрезная балочная конструкция поддерживается снизу арками. Комбинированные системы могут быть разнообразными, и при постройке крупных сооружений они часто имеют технико-экономические преимущества по сравнению с простыми статическими системами мостов.

По месту расположения проезжей части моста относительно его главных несущих конструкций различают мосты с ездой понизу, поверху и посередине.

Поперечная конструкция и размеры пролетных строений зависят от вида и размеров пропускаемых по мосту транспортных средств. Так, железнодорожные мосты устраивают для укладки одного, двух или нескольких параллельных   путей,   автодорожные и городские соответственно для двухполосного, трех- и многополосного движения. Исходя из этого ширина пролетных строений определяется габаритом проезда, установленным для определенного вида транспорта. Габарит определяет контур, в пределах которого обеспечивается беспрепятственный и безопасный пропуск транспортных средств (поездов, автобусов, автомобилей) и пешеходов. Никакие части конструкции моста не должны заходить внутрь габаритного контура.

На железнодорожном транспорте с нормальной шириной колеи пути в 1524 мм конструкция всех вновь строящихся или переустраиваемых сооружений, в том числе и мостов, должна удовлетворять габариту С приближения строений. При этом верхнее положение конструкции всех вновь строящихся сооружений и устройств должно соответствовать очертанию габарита С. На мостах ширина габарита увеличивается не менее чем на 4100 мм, т. е. на нормальное расстояние между главными путями.

Габарит обозначают буквой с числом, указывающим ширину проезжей части моста в метрах между ограждающими устройствами. На магистральных автомобильных дорогах с разделительной полосой габарит увеличивается на величину этой полосы, обозначаемой буквой С.

Наряду с габаритами проезда на мосту, определяющими ширину конструкций пролетных строений, существуют также габариты, устанавливающие пространство под мостом, которое должно оставаться свободным для безопасного пропуска по реке судов и сплава. Подмостовые габариты по действующим нормам (НСП 103-52) делят на семь классов в зависимости от характера реки, глубины  воды и  интенсивности судоходства. При этом число судоходных пролетов может быть один, два и более. Ширина В подмостового габарита должна быть не менее расстояния между гранями опор на уровне расчетного судоходного уровня и назначается в зависимости от класса судоходной реки: для больших рек она колеблется от 80 до 140 м, малых — от 10 до 60 м. Высоту габарита Н отсчитывают от расчетного судоходного уровня (РСУ) до низа конструкции пролетного строения; на больших судоходных реках эта величина колеблется от 10 до 13,5, м, а на малых и средних — от 3,5 до 10м.

Расчетный судоходный уровень устанавливают при изысканиях по данным многолетних наблюдений. Подмостовые габариты и: уровни воды согласовывают в каждом случае проектирования нового моста с организациями водного транспорта.

Комментарии запрещены.