Кессонные фундаменты

Кессонные фундаменты

Кессонные фундаменты применяют преимущественно в случаях, когда в.ложе реки на большую глубину залегают слабые грунты, в толще которых находятся крупные каменные включения, затонувшие деревья и т. п. Забивка или забуривание свай, погружение свай-оболочек в этих случаях может оказаться невозможным. Кессон представляет собой как бы опрокинутый железобетонный ящик, наполненный сжатым воздухом, который вытесняет из кессона воду (на каждые 10 м погружения кессона ниже уровня воды давление воздуха увеличивается). Работа в кессоне создает вредные условия для людей, а при давлении более 3,5-4 атмосфер становится невозможной.. Таким образом, наибольшая глубина погружения не может превышать 35-40 м. По мере опускания кессона, над ним ведут кладку фундамента, а после достижения проектной отметки внутреннюю полость (камеру) кессона заполняют бетоном. В связи с повышенной вредностью, а также сложностью выполняемых работ применяют в исключительных случаях.

Проектирование сооружений в условиях вечной мерзлоты в северной строительно-климатической зоне ведут с использованием мерзлого грунта.

Обычно предусматривают сохранение первоначального состояния его как в процессе строительства, так и в процессе эксплуатации. В случае наличия прочных сухих грунтов, не теряющих несущей способности при оттаивании, можно допустить оттаивание их в процессе сооружения опоры при тепловой обработке бетона и выделением им тепла при твердении. Восстановление же термического режима таких грунтов происходит медленно, иногда в течение ряда лет.

В этих районах фундаменты на естественном или свайном основании с ростверком, устроенным обычным котлованным способом во избежание оттаивания грунтов целесообразно возводить зимой или весной с обеспечением мер, способствующих сохранению вечной мерзлоты — теплоизоляционные прокладки под плитой  ростверка в виде слоя утрамбованного торфа, мха, шлака толщиной 20-25 см или из синтетических материалов. При строительстве на вечномерзлых грунтах свайных фундаментов эстакадных мостов с ростверком, расположенным выше поверхности грунта, необходимо принимать меры по сохранению мерзлого состояния грунтов.

Для этой цели рекомендуется не нарушать поверхностно-растительный слой и моховой покров, а очистку территории от кустарника и леса производить в минимально необходимых размерах; строительную площадку и подъездные пути рекомендуется засыпать слоем песка или гравия толщиной 15-30 см.

При сооружении свайных или столбчатых фундаментов опор подошву свайного ростверка располагают ниже верхнего уровня вечной мерзлоты (ВУВМ) во избежание явлений и деформации опор. Сваи погружают в предварительно пробуренные скважины. Глубину погружения свай в мерзлый грунт определяют расчетом на выпучивание и принимают равной не меньше 4 м.

Другим способом, исключающим возможность частичного оттаивания грунтов и процессе строительства опор, является сооружение фундаментов опор из круглых железобетонных столбов диаметром 60-80 см, погружаемых в пробуренные скважины.

После погружения столбов скважину заливают цементно-песчаным раствором. Такие столбчатые конструкции позволяют в 2- 3 раза сократить расход материалов и значительно снизить их стоимость.

Подферменные площадки опор сооружают из бетона марки 300, армированного сетками из арматуры класса A-I или А-П диаметром 10-14 мм. Ригели опор автодорожных мостов армируют отдельными стержнями или сварными каркасами. Тротуарные консоли на устоях, по форме и  конструкции аналогичные консолям пролетных строений, могут быть металлические или железобетонные навесные. Для отвода воды из-за устоя, которая, насыщая грунт насыпи, может вызвать пучение, применяют дренажи в виде лотка из глины, заполненного камнем и щебнем.

Комментарии запрещены.